Лизинговые компании начали активно бороться за
малого и среднего клиента. Однако оценивать финансовое состояние
потенциальных потребителей им мешает то, что многие небольшие
предприятия до сих пор ведут двойную бухгалтерию.
Малый и
средний бизнес только начинает привыкать к лизингу и осознавать
его преимущества. По словам представителя компании Volkswagen
Group Finanz Дмитрия Молькова, сейчас очень многие предприятия
этого сектора приобретают легковой автотранспорт в кредит на
частное лицо, но постепенно приходят к тому, что лизинг
оказывается выгоднее. Ведь он дает возможность экономить на
налогах и не требует предоставления дополнительных залогов
(обеспечением контракта является сам объект сделки). Сектор малого
и среднего бизнеса для лизингодателей имеет большой потенциал.
Единственное препятствие для развития лизинга на этом рынке –
то, что многие небольшие фирмы часто ведут двойную отчетность, а
официальная ее часть не позволяет им получить одобрение от
лизинговой компании.
Однако постепенно и это препятствие
преодолевается. Лизингодатели стали предъявлять к будущим
партнерам менее жесткие требования. А некоторые компании даже
принимают в расчет неофициальные доходы клиентов. Представители
среднего и малого бизнеса со своей стороны также постепенно
двигаются в сторону легализации. Тот, кто не платит налогов, не
может долго держаться на плаву, поэтому доля легальных бизнесменов
постепенно увеличивается.
Статистика, в том числе и
иностранная, также подтверждает то, что лизинг для малого и
среднего бизнеса имеет значительные перспективы роста. На Западе
доля предприятий малого бизнеса в валовом внутреннем продукте
(ВВП) составляет в среднем 50%, а в некоторых странах доходит до
70%. Например, доля малых и средних предприятий в ВВП
Великобритании, США и Германии колеблется от 50% до 54%, в Японии
составляет 52 – 55%, в Италии и во Франции – около
60%. В России в валовом объеме выпуска товаров и услуг доля малых
предприятий выросла с 5,9% в 2001 году до 7,6% в 2004-м. По разным
оценкам, в прошлом году доля малых предприятий составила 12 –
15%. «Это говорит о том, что потенциал сегмента малого и
среднего бизнеса в России неисчерпаем», – уверен
начальник бюро розничных продаж лизинговой компании КАМАЗ Дмитрий
Терентьев. А значит, с расцветом малого и среднего бизнеса получат
дополнительные доходы все организации, которые этот сектор
обслуживают, в том числе и лизингодатели.
«Потенциал
этого рынка, безусловно, есть, и очень большой, –
соглашается генеральный директор лизинговой компании «Уралсиб»
Елена Гущина. – Особенно следует отметить возросший интерес
представителей малого и среднего бизнеса к лизингу недвижимости».
У небольших компаний очень велика потребность в коммерческой
площади, но недостаточно собственных средств для ее приобретения.
Всегда будут существовать сегменты, где лизинг более удобен в силу
его особенностей и благодаря услугам, которые его сопровождают.
Лизингодатели не только могут подогнать под каждого конкретного
клиента условия договора, проконсультировав его, но и предоставить
определенные скидки.
Например, снизив размер первого платежа
за счет получения дополнительного залога из имущества клиента.
Таким образом лизингодатель может передать имущество в финансовую
аренду, даже не приняв первоначального взноса, который составляет
обычно 30% от стоимости предмета лизинга. Этот взнос оплачивается
клиентом до приобретения имущества лизинговой компанией у
поставщика и подтверждает платежеспособность потенциального
лизингополучателя. Но если есть дополнительный залог,
лизингодатель может снизить первоначальный платеж почти до нуля.
Так, например, у лизинговой компании «Уралсиб» по
программе «лизинг коммерческой недвижимости» средний
размер аванса равен 25 – 30%, но он может быть снижен. «Мы
учитываем финансовое состояние клиента и его пожелания, поэтому
размер аванса в каких-то случаях может быть даже нулевым, –
рассказывает Елена Гущина. – Многое зависит от ликвидности
залога. Мы можем рассмотреть дополнительный залог в обеспечение
финансирования, например другое имущество клиента, и в зависимости
от обстоятельств принять это обеспечение всего на несколько
месяцев».
Несмотря на то, что финансовая аренда для
небольших компаний является зачастую чуть ли не единственным
способом получить дорогостоящую рабочую площадь, в лизинг таким
клиентам недвижимость сдают крайне редко. А сотрудничество
лизингодателей и малых, и средних предприятий зиждется на совсем
другом имуществе. «Что касается сегмента малого и среднего
бизнеса, то основная доля сделок приходится на автотранспорт и
напоминает схемы потребительского кредитования, –
рассказывает директор по экономике и развитию компании
«ВКМ-Лизинг» Олег Марасанов. – Поэтому сейчас не
приходится говорить о серьезном освоении этого сектора рынка
лизинговыми компаниями». Автотранспорт нуждается в
постоянной модернизации и замене на более высокоэкономичные
образцы. Именно в этом Олег Марасанов видит большой потенциал для
развития бизнеса лизинговых компаний.
Кроме того, по мере
роста государственной поддержки малого и среднего бизнеса
необходимость в автотранспорте и оборудовании будет только
увеличиваться. С другой стороны, при тех высоких требованиях,
которые предъявляют банки к предприятиям малого и среднего бизнеса
при оценке платежеспособности многие компании не могут получить
финансирования. «Возникает замкнутый круг, лизингодатель
готов предоставить компании нужное оборудование, а банк
сомневается в ее платежеспособности или, чтобы закрыть свои риски,
применяет повышенные ставки, которые не по карману начинающему
предприятию», – сетует Олег Марасанов.
Елена
Гущина из лизинговой компании «Уралсиб» не подтвердила
эту тенденцию. Она считает, что банки – серьезные конкуренты
лизинговых компаний в борьбе за клиентов – представителей
среднего и малого бизнеса. «Условия действующих программ по
кредитованию, предлагаемых коммерческими банками, поставили перед
лизинговыми фирмами задачу внедрения альтернативных
экспресс-программ с возможностью принятия решения по сделке в
минимальные сроки, – отмечает Елена Гущина. – Поэтому
сегодня скоринг (методика оценки рисков) – это
необходимость, а не временное маркетинговое решение. Такие меры,
как лизинг, без оценки финансового состояния клиента – это
тоже шаг навстречу ему и попытка не проиграть в конкурентной
борьбе».
В основном услуги лизинга без оценки
финансового состояния клиента предоставляются в рамках
определенных лимитов по сумме сделки, за счет чего лизинговые
компании снижают кредитный риск по таким контрактам. Срок принятия
решения о финансировании по таким программам составляет не более 3
дней с момента обращения клиента. Однако лизинг без оценки и
другие экспресс-программы не рассчитаны на долгие периоды и
крупные суммы, что, впрочем, при финансовой аренде тех же
автомобилей не столь актуально. Так, автомобиль в лизинг малые и
средние предприятия берут, как правило, на 3 года, а сумма
контракта не превышает $300 000.
Несмотря на ужесточающуюся
борьбу за малого и среднего клиента, лизингодатели за последние 2
года не предложили ничего принципиально нового. Все
вышеперечисленные программы работают уже достаточно долго. По
словам Олега Марасанова из «ВКМ-Лизинга», существует
стандартный набор лизинговых схем, и здесь трудно говорить о
появлении принципиально новых продуктов, поэтому идет оптимизация
уже существующих, а меняются лишь качество и объемы предлагаемых
услуг.
Политика лизингодателей понятна – большинство
клиентов из некрупного бизнеса вполне устраивают стандартные
программы. Ведь на этом этапе развития компании бизнесменов
зачастую интересует лишь финансирование, а сложных сделок они не
заключают. Однако из-за нарастающей конкуренции в этом секторе
клиенты стали разборчивее и требуют дополнительных скидок, а также
более качественного и комфортного обслуживания. Поэтому
лизингодатели развивают свою продуктовую линейку за счет
дополнительных услуг, таких как, например, флит-менеджмент,
представляющий собой реализацию программ финансирования и
полносервисного сопровождения автопарков. По словам Елены Гущиной,
это очень перспективный инструмент. Пока услуги полнооперационного
лизинга (флит-менеджмента) еще не получили широкого
распространения в России – их оказывают всего несколько
компаний. Однако все еще впереди: сегмент лизинга малого и
среднего бизнеса будет расти, а вместе с этим будут постепенно
внедряться новые инструменты.
Так, по словам Олега Марасанова,
сейчас все большую популярность получают комплексные программы.
Если клиент хочет начать производство какой-либо продукции,
лизингодатель предоставляет ему возможность оптимизации расходов
на развитие, приобретение и ввод в эксплуатацию всего необходимого
оборудования, автотранспорта и недвижимости в комплексе. В этом
случае лизингополучателю не надо распыляться в поисках наиболее
подходящих лизинговых программ по разным направлениям, а
сосредоточить свое внимание на дальнейшем планировании бизнеса.
Еще один продукт, который был создан для улучшения уже
существующих программ автолизинга, – это лизинг с остаточной
стоимостью, доступный также для компаний малого и среднего бизнеса
(обычно такой продукт предлагают только для крупных автопарков).
Дилер, у которого приобретается автомобиль, гарантирует его выкуп
по окончании срока финансовой аренды, что позволяет клиенту
сократить размер лизинговых платежей. Такой продукт, например,
предложила компания «ВКМ-Лизинг».
Помимо этого,
модернизируются не только сами программы, но и условия по ним.
Так, лизинговые компании постепенно упрощают процедуру оформления
контракта за счет сокращения перечня документов, которые требуются
от клиента. «В рамках нашего предложения малому и среднему
бизнесу клиентам нужно предоставить минимум документов:
свидетельство о регистрации или учредительные документы, копия
паспорта руководителя, согласие его супруга, налоговая декларация
или бухгалтерская отчетность и справка из банка, –
рассказывает Дмитрий Терентьев из лизинговой компании КАМАЗ. –
Для малого бизнеса очень важна скорость приобретения
автотранспортного средства, а значит, быстрота принятия решения
лизингодателем о финансировании и заключении договора. Поэтому мы
сократили перечень и стараемся максимально ускорить оформление
сделки».
Еще одним последствием нарастающей конкуренции
за небольшие предприятия стало движение лизингодателей в регионы.
«На сегодняшний день очевидна тенденция, когда крупные
игроки рынка стремятся не упустить время и занять свое место в
регионах либо путем открытия своих филиалов, либо с помощью
покупки местных лизинговых компаний», – отмечает Елена
Гущина. Такой курс взяли многие крупные лизингодатели, в том числе
и «Уралсиб», который открыл филиалы уже более чем в 30
городах России.
Однако причиной региональной «оккупации»
рынка финансовой аренды является не только теснота в столичном
регионе, но и явные перспективы развития среднего и малого бизнеса
в провинции. Лизинговые компании видят это и стараются любой ценой
отвоевать свою нишу. При этом крупные игроки рынка финансовой
аренды планомерно снижают тарифы и сроки заключения сделок,
постепенно вытесняя более мелких региональных лизингодателей.
Точно сказать, кто одержит победу в этой борьбе, нельзя. Так как
местные компании ближе и привычнее клиенту, но более крупные фирмы
из центральных регионов могут значительно снизить тарифы, что
сделает работу мелких игроков нерентабельной. Как считает Дмитрий
Терентьев, в итоге на рынке победят более мобильные лизинговые
компании, принимающие решение о финансировании и заключении
договора в кратчайшие сроки и наиболее приближенные к потребителю,
что позволит любому потенциальному клиенту приобрести продукт
компании на минимальном расстоянии от нее.