Внимание! Срок действия лицензии закончился 21.12.2023. В настоящее время вы не получаете обновления продукта, включая обновление системы безопасности, так как установлена устаревшая версия PHP 7.4.30. Требуется обновить PHP до версии 8.0.0.

+7 (3822) 901-000
Сила природы — в одной капсуле: как томский «Биолит» создает уникальную продукцию, популярную за рубежом

Сила природы — в одной капсуле: как томский «Биолит» создает уникальную продукцию, популярную за рубежом

Сила природы — в одной капсуле: как томский «Биолит» создает уникальную продукцию, популярную за рубежом

Травы, корни, лечебная грязь… Первая ассоциация — народная медицина. Однако открыть полезные свойства и силу природного сырья, а затем применять их могут и современные промышленные производства с большой научной базой. В Томской области этим занимается «Биолит»: производит, исследует и разрабатывает лечебно-профилактическую продукцию из натурального природного сырья. Сегодня в ассортименте компании свыше 400 продуктов: биологически активные добавки к пище, продукты, средства наружного применения и косметические средства. Причем томская продукция востребована по всей России, а также в других странах.

Устройство такого производства — всегда увлекательно. Как взять все самое лучшее от природного сырья и «запечатать» это в тюбик или капсулу, рассказал директор и один из учредителей компании Биолит, кандидат химических наук Валерий Сергун.

От научного исследования — к масштабному производству

Интересно, что своим основанием «Биолит» обязан именно науке. Компанию основали в 1991 году научные сотрудники НИИ химии нефти Сибирского отделения РАН. Времена непростые: развал Советского союза, перестройка, безработица. Бывало, что институт переходил на 1 рабочий день в неделю, чтобы не закрываться и сохранить штат. Учреждение покинули много научных сотрудников, и тогда оставшиеся решили менять ситуацию. 

Историческая справка: основатель компании, доктор химических наук Буркова Валентина Николаевна создала в 1981 г. лабораторию биогеохимии, которая занималась проблемой происхождения нефти, от микроорганизмов до современных донных осадков. Было исследовано порядка 40 озер западной Сибири. И выяснилось, что органические вещества там обладают мощной биологической активностью. Исследования решили реализовать в производстве.

Первые два препарата на основе экстрактов лечебной грязи положили начало производству Биолита: «Эплир» и «Эсобел». Их компания выпускает до сих пор. 

В 1998 году к предприятию присоединился его нынешний директор, Валерий Сергун. Только поначалу совсем в другом качестве — грузчиком. 

«Я был студентом 2 курса химического факультета ТГУ, в Институте химии нефти проходил курсовую практику. Увидел, как разгружают машину, сотрудники не справлялись. Подозвали меня, сказали: студент, хочешь заработать? Так я попал в «Биолит». Несколько месяцев работал, потом начальство спросило: а ты на кого учишься? На химика. Так чего грузчиком работаешь? Потом стал аппаратчиком, бригадиром цеха, постепенно дошел до соучредителя и директора». 

От похудения до помощи сердечно-сосудистой системе

«Биолит» производит Бады и космецевтику – это косметические препараты с лечебными свойствами. Продукция применяется для разных целей: коррекция функций сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы, ЖКТ, гепатобилиарной системы, нарушений иммунитета. Каждый из препаратов прошел экспериментальные и клинические исследования не только на базе самого «Биолита», но и в других научно-исследовательских учреждениях страны.

Большую часть сырья для будущей продукции выращивают и заготавливают на Алтае. Лечебные илово-сульфатные грязи привозят с юга Новосибирской области. В Томской области и Кузбассе заготавливают пихтовую лапку и кору осины. На их основе производят, к примеру, препарат «Популин», который очень пригодился при лечении от Ковида и восстановлении после.  Исследования были сделаны в центре «Вектор» и НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора в Москве. 

«В пандемию противовирусные препараты из аптек исчезли, и объем производства «Популина» возросли. Раньше только в Томской области заготавливали сырье для него, потом стали искать сырье в других регионах. На Евросоюз много ходили, весной в марте большую партию отправили, сейчас снова отправляем, надеемся, на границе все будет хорошо», — отметил Валерий Сергун.

Томичи из продукции «Биолита» часто покупают экстракт корня лопуха. Он помогает восстановиться на фоне приема антибиотиков, алкогольных и пищевых отравлений, а  онкологи назначают его при химиотерапии. Кроме того, популярны в области экстракты пихты сибирской, коры осины, также гепатопротектора — солянки холмовой. «Биолит» — единственное предприятие в России, кто выращивает, это растение.  

Экстракторы, «пьяная бочка» и лаборатории: из чего состоит производство

Технологические процессы в компании организованы по принципам замкнутого производственного цикла – сбора, заготовки, выращивания, до проведения клинических исследований и производства. Компания создала свои технологии извлечения биологически активных веществ из природного сырья.

Также часть мощностей расположены в селе Корнилово Томского района — это три производственных цеха, склад готовой продукции, сырья и материалов. А на Алтае организовано подразделение «Биолит Агро» со своими угодьями и цехами. Там же есть походная лаборатория, однако основные исследования проводятся в Томске. В сезон заготовки дважды в неделю сюда отправляют партии лекарственных растений на анализ. Химики определяют нужный момент для сбора, когда растения накапливают максимальное содержание активных веществ.

В цехе экстракции растительного сырья — специфический запах и повышенная влажность. В экстракторы погружают растительное сырье, словно в гигантские термосы, заливают горячей водой и экстрагируют самые ценные вещества. 

Затем полученный экстракт  подают в вакуум-выпарные аппараты. Здесь под глубоким вакуумом вода испаряется при температуре 40-45 градусов. Экстракт сгущается в концентрированный густой экстракт. Такой способен храниться несколько лет без консервантов. 

Рядом в цистернах закипает уже готовый экстракт. К примеру, сок Аронии, или черноплодной рябины, имеет насыщенный красный цвет. Экстракт осины — очень густой, а вот у чистотела остается жидким.  Все эти экстракты отправят на анализ содержания активных веществ и микробиологическую чистоту. Сухие экстракты производят в Корнилово, эти порошки или густые экстракты идут в работу. 

Ягода идет на переработку в замороженном виде, сбор обычно происходит с августа по октябрь, затем сырье используется для производства в течение всего года.  Также у компании есть собственная технология переработки пант, на основе этого ингредиента из рогов марала изготавливают множество Бадов. 

Кстати, в цеху в декабре запустят новые экстракторы и холодильное оборудование, которое позволит сэкономить 40% затрат на техническую воду благодаря циркуляции.

Большая часть оборудования произведена в Китае, Индии. Однако есть и российские аппараты, например, стерилизатор растительных экстрактов делали на заказ, в Бийске. Там же создали так называемую «пьяную бочку» — она смешивает сухие экстракты в определенной пропорции. Готовая смесь попадает в лабораторию, и, если все в порядке — можно заключать ее в капсулы. 

Капсулы до фасовки должны получить одобрение микробиологов и пройти 5-дневный анализ. После в цехе фасовки капсул они превращаются в готовые препараты. Конвейер выпускает в день примерно 5 тысяч упаковок, и это — финишная прямая для препаратов.

«За 5 лет объемы производства капсульного цеха раз в 8 увеличились. Капсульная форма производства сейчас очень востребована, так как их удобно принимать, люди чаще берут, особенно молодежь. Людям постарше важнее почувствовать вкус, у них популярнее экстракты», — отметил Валерий Сергун.

Для производство косметических форм создана экспериментальная лаборатория, где подбираются составы. В вакуумном гомогенизаторе удаляются пузырьки. Некоторые компоненты сначала растворяют в горячей воде, некоторые, напротив, не переносят высоких температур.

Процесс создания одного средства занимает 3-4 часа. А после — те же 5 суток, в течение которых специалисты отслеживают, как меняются микробиологические показатели. 

Одобренные партии идут на фасовку. Часть станут пробниками, которые может попробовать любой желающий. Часть — полноценными кремами. Так, крем Флорента на основе пихтового масла рекомендуется при простуде, Бадяга — от синяков, а Мамавит с корнем лопуха и аспарагином незаменим при мастите. 

Кстати, весь путь продукта от сбора до прилавка можно увидеть с помощью специального куар-кода «Честный знак». С 1 марта такой будет обязателен на всех упаковках биодобавок, однако «Биолит» начал тестирование уже сейчас.  

Предложить уникальный продукт, которого нет за рубежом: об экспорте

В минувшем году «Биолит» стал экспортером года Томской области. Продукцию «Биолита» можно встретить в 63 регионах России, а также в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Беларуси, Азербайджане. Сейчас компания взяла вектор на развитие в странах юго-восточной Азии, Индии и Китае.

«В Азии популярны противопаразитарные препараты. Со временем, скорее всего, будем регистрировать «Биолит» в Индии. Там официально миллиард 600 миллионов население, рынок перспективный. Я там выступал, нашу продукцию посмотрели. Назвали «Раша Аюрведа», так что к их философии продукция зашла. В Китае развита растительная медицина, некоторые наши препараты с китайской народной медициной пересекаются, поэтому с такой продукцией на рынок Китая нет смысла заходить. А вот осина, пихта – это эксклюзив, чего у них нет. И они откликнулись. Некоторые компании согласились, проходят маркетинговые исследования. Но это работа не быстрая.  В ЕС поставки наладить удалось за 2 года», — отметил Валерий Сергун.

Компания активно расширяет розничную торговлю, а также экспорт. За три года при содействии Центра поддержки экспорта «Биолит» побывал на 4 международных выставках, принял участие в поиске зарубежных партнеров. Также в этом году съездил с бизнес-миссиями в Монголию, Индию и ОАЭ. Со всеми зарубежными партнерами уже заключены соглашения о намерениях. Сейчас проходит сертификацию продукция в Узбекистане и Монголии. Кстати, все мероприятия, включая международные бизнес-миссии и выставки для томского бизнеса, можно увидеть здесь.

Валерий советует компаниям, которые хотят экспортировать свою продукцию за рубеж, съездить с бизнес-миссией в страны, которые интересны и посмотреть рынок. Поездки для томских предпринимателей организует Центр «Мой бизнес». Для этого заранее надо сделать запрос по вашему профилю в Центр поддержки экспорта Томской области. Специалисты подберут компании в намеченной стране и пригласит их на переговоры. 

 «В Эмиратах, например, если зарегистрировать продукцию – процедура полгода займет. Зато в остальных странах Персидского залива регистрация уже 3-4 дня будет, если она уже есть в ОАЭ. Многие производители мне это прямо сказали. Общаясь в российском бизнес-сообществе вы этого никогда не узнаете. Центр поддержки экспорта шлет запросы в страны, куда мы бы хотели съездить с бизнес-миссиями, на какие выставки попасть, ищут дистрибьюторов. Они собирают пул компаний и распределяют по направлениям. Предварительно переговоры проводят, информацию о нашей компании присылают, каталоги. Каждому представителю выдается переводчик, он закреплен за тобой на 3 дня. Можно провести переговоры, найти партнеров, где-то продукт выстреливает, где-то более настороженно относятся», — отметил Валерий Сергун.

Сейчас в России открыто 22 магазина «Биолит». Недавно такие появились в Москве, Красноярске и месяц назад — в Новосибирске. В целом по стране компания находит перспективные направления: это производство коллагена, препаратов с магнием, цинком, витамина Д. Кроме того, в планах компании – построить собственный высокотехнологичный научно-производственный комплекс на территории ОЭЗ. Сейчас проектно-сметная документация проходит экспертизу.


Получить поддержку для развития своего дела предприниматели Томской области могут в Центре «Мой бизнес».

Задавайте ваши вопросы по телефону: 901-000


Возврат к списку