+7 (3822) 901-000
Поддержка инновационного МБ во многом зависит от региональных властей
В четверг, 25 мая, в конгресс-центре ТПП РФ в рамках VII Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Инновации и развитие малого бизнеса» состоялось секционное заседание «Стратегия и практика инновационного развития территорий». На заседании представители регионов поделились положительным опытом развития инновационной сферы, рассказали о планах на перспективу. Основной вывод, который сделали участники заседания, – ведущую роль в развитии инноваций должны играть власти конкретных территорий.
Главной темой выступления министра правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, стал анализ проблем инновационного предпринимательства, то, что по мнению предпринимателей, является основным препятствием в развитии инновационного бизнеса.
Вопрос номер один – необходимость менять действующее законодательство. По мнению главы ДПиРМП, было бы правильно, если бы ТПП РФ вместе с регионами выступила с предложением внести изменения в законодательство. МЭРТу, считает он, сложно выступать с подобной инициативой, т.к. пройти согласование по снижению налогового бремени в Минфине практически невозможно. ТПП РФ через депутатские группы и законодательные собрания в субъектах Федерации может инициировать законопроект, который снижает налоговую нагрузку. «Безусловно, этот вопрос необходимо ставить жестко. Сегодня инновационный бизнес существует за счет подпитки со стороны государства», - подчеркнул М. Вышегородцев.
. По его словам, создание венчурных фондов происходит пока только за счет государственных средств. «Пока мы не найдем интересантов в виде частных коммерческих структур по поддержке инновационного бизнеса – весь процесс развития инноваций будет напоминать старый автомобиль, который не может ехать без вытянутого подсоса», - убежден глава ДПиРМП г. Москвы.
Второй важный вопрос, по его мнению, – имущественная и финансовая поддержка инновационного бизнеса. Отсутствие активного интереса со стороны отечественных и зарубежных компаний финансировать инновационный бизнес, он во многом объясняет тем фактом, что далеко не все инновационные проекты достойны финансирования. Например, работа научно-технического экспертного совета при ДПиРМП показала, что из 20-30 представленных проектов в лучшем случае один может быть поддержан. Поэтому, по словам министра, необходимо усилить подготовку кадров, акцентировать внимание на создании технопарков. М. Вышегородцев отметил, что сейчас департамент активно сотрудничает с представителями науки на предмет конвертации научных разработок в конкретные бизнес-проекты. Он считает, что особенно важно, чтобы предложенные инновационным бизнесом проекты были действительно "прорывными".
Еще одна проблема – кадровая. Глава ДПиРМП заявил, что возглавляемый им департамент уделяет особое внимание развитию молодежного предпринимательства в инновационной сфере, активно сотрудничая с технопарками таких ведущих вузов как МГУ и МИФИ. Но далеко не всем дано быть предпринимателями, и не все хотят ими быть, резонно заметил министр. Например, на недавней встрече со студентами М. Вышегородцев после беседы о важности развития предпринимательства услышал вопрос: «Скажите, пожалуйста, а как можно стать чиновником?». Тем не менее, задачу по вовлечению молодежи в бизнес он ставит как одну из основных в своей работе.
Глава ДПиРМП г. Москвы подробно остановился на тех принципиальных изменениях в финансовой поддержке малого бизнеса, которые произошли за последнее время. В частности, изменениях в системе выдачи субвенций и субсидий, предусмотренных для поддержки малых инновационных предприятий. Раньше они получали на безвозвратной основе субсидии или субвенции после согласования проекта с научно-техническим советом и финансовой комиссией департамента. При этом анализ результативности подобных проектов не проводился. С 1 июля 2006 года Москва переходит на новую систему – кредитование проектов банковскими структурами на основе возвратности кредитов. «Такой подход создает всем малым предприятиям равные условия при получении кредита», - считает министр. В столице создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, и на его счет из бюджета Москвы переведено 500 млн руб. Все эти средства будут направлены на финансирование кредитования МБ. Таким образом, по новой схеме исключается «механизм сращивания бизнеса с чиновником», считает М. Вышегородцев, предприниматель общается только с банком, который принимает решение по выдаче кредита под конкретный проект. «Чем больше удачных проектов будет профинансировано, тем более активно частные компании будут участвовать в финансирование иннновационых проектов малого бизнеса. Пока они только присматриваются», - утверждает руководитель ДПиРМП.
Он также сообщил, что в Москве будет создано микрофинансовое агентство. Система микрофинансирования в столице, по его словам, будет запущена не раньше сентября текущего года.
М. Вышегородцев, поделился опытом решения одной из самых болезненных проблем для МБ – нехватки помещений. Он сообщил, что в Москве объявлен конкурс на соинвестирование малыми предприятиями строительства многофункциональных деловых центров. В настоящее время, по его словам, многие московские предприятия безбедно существуют за счет проблемы нехватки площадей для малых предприятий, «заманивая производственные малые фирмы невысокими ценами за аренду». Через год же они повышают ставки, пользуясь тем, что арендатору уже никуда не уйти: демонтаж и перенос оборудования на новую территорию слишком дорогостоящее мероприятие. Доходы таких арендодателей на порядок превышают доход от коммерческой деятельности предприятия, заявил министр, и решить эту проблему без государственной поддержки невозможно. Выход один, считает он, - необходимо строить технопарки и производственно-технологические зоны.
Все предложенные Москвой схемы, по мнению М.Вышегородцева, могут успешно применять и другие российские регионы. «Безусловно, речь идет о тех регионах, где главы администраций понимают необходимость поддержки малого предпринимательства в принципе, и инновационного предпринимательства в частности», - пояснил он. Глава ДПиРМП напомнил, что на прошедшем заседании Правительства РФ отмечалось, что в 17 российских регионах не предусмотрены бюджетные расходы на поддержку малого предпринимательства. Например, среди таких аутсайдеров есть ЯНАО – регион, который оправданно не имеет таких расходов. Но есть и другие, например, Ивановская область, где невнимание со стороны власти к проблемам МБ неоправданно. Глава ДПиРМП г. Москвы считает, что ТПП РФ необходимо более активно работать через свои региональные отделения с администрациями «отстающих» регионов.
Замруководителя отдела департамента МЭРТ государственного регулирования в экономике Константин Фокин развил эту мысль, подчеркнув, что государство отвечает за обеспечение нормативной базы, создающей благоприятные условия для развития бизнесом. Оно, как инвестор, может направлять определенные средства для поддержки отдельных направлений, в частности, развития инновационного бизнеса или стартующего малого бизнеса. «Но понимание, как стимулировать развитие малого бизнеса, должно рождаться в регионах, на местах. Из Москвы невозможно оценить проблемы развития МБ, например, в Хакасии. Поэтому МЭРТ поддерживает усилия регионов, направленные на развитие малого бизнеса», - сообщил он.
Представитель министерства заверил, что все программы регионов МЭРТ будет поддерживать "финансово и интеллектуально". К. Фокин напомнил, что начиная с 2005 года регионам предложен целый набор моделей поддержки развития инновационного МБ: бсоздание изнес-инкубаторов, венчурных фондов, поддержка экспортно ориентированных предприятий, развитие системы микрофинансирования. Он признал, что круг предложенных моделей достаточно ограничен, но главное - их экстраполяция на местах обеспечена финансовой поддержкой со стороны МЭРТ.
Следующим шагом, по его словам, станет более «продвинутая» идея – поддерживаться будут не отдельные проекты регионов, а комплексные программы поддержки малого предпринимательства. «Этот подход более сложный для регионов. У большинства есть проблема с выработкой стратегий в принципе, особенно если необходимо провести индикативный анализ эффективности программы», - пояснил чиновник.
Главным тезисом в докладе председателя Комитета по развитию предпринимательства Московской области Дмитрия Самойленко о развитии малого инновационного малого бизнеса в регионе был принципиально новый подход к вопросу. В Московской области, по его словам, будет создана отдельная инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства.
Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы М. Вышегородцев отметил, что подобная инициатива должна быть воспринята и в Москве. «Не стоит нагружать существующие инфраструктуры поддержки МП еще и инновационным предпринимательством. Это правильно, и мы у себя в Москве отработаем этот вопрос», - сказал он в заключение

ИА «Альянс Медиа»
http://www.dist-cons.ru/con_news.asp?toolbar=1&5cb125c04370c1c557670ad70d062ba9


Возврат к списку