«Если твое дело значимо и нужно другим, ты не останешься без поддержки», - уверена социальный предприниматель из Томска Евгения Зеневич. Поддержку для развития своего дела она получает в центре «Мой бизнес» Томской области.
Первый в России
Медицинский аудио-психо-фонологический центр «Потенциал» появился в Томске в 2011 году, и появление его было связано с грустной историей.
«У наших друзей родился ребенок с серьезной травмой, которая привела к инвалидности, - рассказывает нынешняя владелица центра Евгения Зеневич. — Лечение помогало, но не в той мере, как хотелось бы, и им посоветовали поехать в Бельгию, чтобы пройти Томатис-терапию — это методика, позволяющая стимулировать мозг, запускать функции организма, которые дали сбой либо недоразвились».
Заграничное лечение дало хорошие результаты, но терапия предполагала не один курс, а ездить в другую страну с маленьким ребенком было тяжело и физически, и морально. Тогда родители приняли решение закупить оборудование для терапии, обучить врачей и организовать ее проведение в Томске. Так появился «Потенциал» — первый центр в России, где практиковали Томатис-терапию.
Параллельно с Томатис-терапией в центре стали развиваться сопутствующие услуги: прием врачей-неврологов, логопедов-дефектологов, психологов. Время шло, ребенок вырос, заботы о нем поглощали все внимание матери. Понимая, что она не сможет уделать бизнесу достаточно времени, женщина решила его продать. В 2018 году с этим предложением она обратилась к Евгении Зеневич.
«В тот момент муж с партнером задумывался о приобретении медицинского центра, им это предложение показалось интересным, и они его купили, — говорит Евгения. — Но в итоге обстоятельства сложились так, что директором центра стала я».
Сложности и их решения
Ей, человеку с экономическим образованием, было невероятно сложно разобраться в тонкостях медицины, психоневрологии, не утонуть в потоке новой информации и начать говорить на языке медицинских терминов. Где-то помогали родители — папа доктор медицинских наук, мама — медицинский работник, где-то друзья, среди которых было немало медиков.
Другая трудность — заслужить доверие коллектива.
«В коллектив я влюбилась сразу. Невозможно было не влюбиться, видя, как они вкладывают свою душу в то, что делают, каким тяжелым пациентам помогают, как поддерживают родственников. Центр работал как единый организм: каждый знал, что делать, все работали четко и слаженно», — вспоминает Евгения.
В 2020 центр столкнулся с новыми сложностями из-за ковида. Пациентов, в том числе иногородних, стало гораздо меньше, выручка упала колоссально.
Денег хватало только на зарплату сотрудникам. Ни аренду, ни коммунальные платежи оплачивать не было возможности. Закономерным итогом стало уведомление от арендодателя об освобождении помещения.
«Мы и сами не верили, что сможем сохранить центр. Но, наверное, это была помощь высших сил. Каким-то чудом ы нашли подходящее помещение. На ремонт у нас оставалось 10 дней», — говорит предприниматель.
Ремонт делали всем коллективом: красили стены, клеили обои, отмывали, помогали рабочим, чтобы успеть открыться в срок. Так Евгения поняла, что коллектив ее принял.
За поддержкой — в «Мой бизнес»
В это же время Евгения узнала о центре «Мой бизнес».
«Денег на ремонт практически не было, и мы обратились в МКК Фонд Микрофинансирования, который работал на базе центра «Мой бизнес», получили займ по льготной ставке для социального предприятия, без этого было бы тяжело», — говорит Евгения.
Статус социального предприятия, грант на приобретение дорогостоящего оборудования «Потенциал» также получил с помощью центра «Мой бизнес». Это было только начало долгого и плодотворного сотрудничества. Медицинский центр «Потенциал» получает услуги по продвижению, а руководитель проходит тренинги и семинары для социальных предпринимателей, участвует в стажировки.
Сейчас «Потенциал» уверенно стоит на ногах, внедряет новые методики, развивает другие направления. И неизменную поддержку на этом пути оказывает «Мой бизнес».
Как детские мечты стали реальностью
«В тяжелые 90-е годы наша бабушка, Анна Ефимовна, была перекупщиком. Позже у нее появился свой небольшой магазин. И пусть она не зарабатывала очень много, но благодаря ей семья держалась на плаву. А мы видели перед собой пример сильной независимой женщины», — вспоминает Анастасия.
Пример оказался заразительным. С самого детства ребята знали, что значит труд, подрабатывали, где получится. Антон — на овощебазе (платили фруктами и овощами), а Анастасия фасовала в магазине печенье или продавала цветы. Уже тогда они решили, что в будущем у них будет свой бизнес.
Когда пришло время определяться, чем заниматься, предложение пришло неожиданно.
«Знакомый обратился к брату с просьбой помочь незрячему массажисту открыть свой кабинет. Мы сразу загорелись этой идеей, ведь в ней соединялось две значимые для нас вещи: свое дело и возможность помочь людям», — отметила героиня.
От родителей им досталась квартира, деньги с ее продажи стали первоначальным капиталом.
Преодолевая трудности
Первые сложности начались с получения лицензии на оказание медицинской деятельности. Нужно было учесть массу требований разных организаций, иногда противоречащих друг другу. А когда долгожданный документ был получен, встал вопрос, как привлекать клиентов. Ни рекламы, ни даже вывески у клиники не было. На это просто не хватило средств.
«Первым нашим клиентом была сотрудница типографии, где мы печатали визитки, она привела свою дочь. Постепенно, благодаря сарафанному радио, люди стали приходить, и через 4 месяца мы смогли выйти в нулевой оборот», — рассказывает Анастасия.
Дело пошло успешно, и было принято решение открыть вторую клинику. В нее были вложены все накопления. А через месяц после открытия наступила пандемия…
«Нас закрыли на две недели. Позже мы узнали, что медицинские организации могли работать. Но было уже поздно. Из-за простоя мы не смогли полноценно оплатить аренду, и нам пришлось закрыть новый салон, чтобы сохранить первый. Потом мы все равно открыли вторую клинику, а тогда нам важно было сохранить коллектив», — вспоминает Анастасия.
С помощью господдержки
С центром «Мой бизнес» предприниматели сотрудничают с 2019 года.
Анастасия и Антон пользовались комплексными услугами центра (размещали баннер, регистрировали товарный знак), участвовали и даже победили в одном из конкурсов. А когда оформилось социальное предпринимательство, вошли в реестр социальных предпринимателей региона.
«На грант в размере 500 тысяч рублей мы оснастили нашу вторую клинику. Купили некоторую мебель, оргтехнику, в том числе дорогостоящие медицинские кушетки с электроприводом», — рассказала Анастасия.
Не останавливаться на достигнутом
Сегодня «На ощупь» — это три массажные клиники, где работают только слабовидящие или незрячие специалисты с медицинским образованием. Последняя клиника в Красноярске была открыта в 2022 году с привлечением средств инвестора. И останавливаться на достигнутом молодые предприниматели не собираются. Совсем скоро бренд станет франшизой, а бизнес будет развиваться в другом, смежном, ключе. Цель наших героев — открытие реабилитационного центра для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
«Массаж — это только часть реабилитации, помимо него есть еще физиотерапия, работа с психологами, психотерапевтами, потому что многие заболевания связаны с проблемами ментального здоровья. Это позволит комплексно подойти к восстановлению здоровья и дать работу большему количеству специалистов с ограниченными возможностями здоровья», — уверена Анастасия.
А за поддержкой они вновь планируют обращаться в центр «Мой бизнес».
Получить необходимую информацию по мерам поддержки предпринимательства в Томской области можно по телефону 901-000 или на очной консультации в центре «Мой бизнес» (ул. Студенческая, 2а, 12, первый этаж). Работа центра «Мой бизнес» осуществляется в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент.
Фото предоставлены Анастасией Быстрицкой
Кто такая «Зеленая мама»?
«Зелёная Мама» — цветочная флористическая мастерская. Мы делаем букеты без упаковки или же упаковка биоразлагаемая, плёнку не используем. Школа флористики «Зелёная Мама» — это также «мама, которая учит флористике». У нас лучшая в Томске школа, как бы это ни звучало. Наши ученики в «Цветаевой», «Розы от Морозовой», «Flora contora». Как и настоящая мама, всё, что мы делаем, дарит нашим клиентам уют, тепло и покой, красоту и эстетику.
С чего всё началось?
10 лет назад мы с мужем занимались только оформлением свадеб. Через три года мы решили, что это не очень хорошо, потому что работа сезонная. Летом ты работаешь с перерывом на сон в 3 часа, с четверга по субботу, а зимой ходишь расслабленный в ожидании лета. Поэтому мы решили открыть полноценный цветочный магазин.
Первый центр флористики был на Ленина 104. После, когда решили открыться в другом формате, искали помещение рядом, чтобы максимально безболезненно для себя переехать,чтобы люди могли нас быстро найти. У нас было помещение площадью 60 квадратов, но с арендой в два раза больше, чем сейчас. Коммунальные платежи зимой доходили до 15 000.
Три с половиной года назад нам предлагали переехать на второй этаж (где находимся сейчас), но мы не понимали, как с этим местом вообще работать. Был внутренний блок, что цветочный магазин на втором этаже — это плохо. Хотя я читала о книжных магазинах, которые находятся на третьем-четвёртом этаже в провинциальных городах и прекрасно работают. Мы оставили эту идею до позапрошлого года.
Был октябрь, я стояла и смотрела на окна второго этажа. Подумала: «как бы было здорово здесь сделать новогоднее оформление». После того, как съездила в Санкт-петербург и сходила в «Голицын Лофт», идея о цветочной мастерской на втором этаже укрепилась. Так случилось, что вскоре арендаторы съехали со второго этажа, а уже через три дня мы заключили новый договор аренды. Начали делать ремонт, около полугода жили на два помещения. Решили, что до 8 марта останемся внизу и будем всех предупреждать о скором переезде на второй этаж. Первые клиенты, которые к нам приходили наверх, через одного говорили: «Как в Питере!».
Насколько важно расположение для цветочного магазина?
Место решает. Для цветочного магазина важен первый этаж, транспортная доступность, потоки. Даже крыльцо — это тормозящий фактор. Если есть два магазина — один с крыльцом, другой без крыльца, то люди пойдут во второй.
Поэтому если бы мы только начинали, я ни за что бы не заехала на второй этаж. У нас немножко другой магазин. Это скорее пространство, мастерская. У нас есть место, где мы собираем букеты, где фотографируем букеты, где учим людей, где люди приходят и фотографируются. Всё сошлось! Сейчас к нам люди даже хотят подняться. Мы не только не потеряли старых клиентов, мы приобрели новых.
У вас были провалы?
Да. В 2014 году случился кризис, к которому мы не были готовы. Когда ты живешь только цветами, свадьбами, оформлением, то вообще не думаешь ни о каком евро. Потом узнаешь, что всё плохо: когда приходят цветы в полтора раза дороже, чем ты планировал. Ты даже не успел сократить закуп, а курс скачет постоянно. Тогда я поняла, что я — не предприниматель. Я, скорее, флорист, декоратор, художник, преподаватель, но не предприниматель (сейчас уже получше с бизнесом).
Как сейчас продвигаетесь?
Сарафанное радио. У нас есть определенная репутация. Мы за то, чтобы продавать только свежие цветы. Мы лучше спишем цветок, чем будем ставить его в букет. Многие работают по-другому, например, уценяют цветы. У нас работа только с хорошим цветком.
Реклама в Инстаграм. Мы стараемся сделать свой профиль максимально красивым. На нас смотрят другие флористы, поэтому мы очень трепетно относимся к своей работе.
Сотрудничество с фотографами. По сути не человек приводит фотографа, а фотограф приводит человека. Если ты налаживаешь контакты с фотографом, значит у тебя будет всё хорошо в фотостудии.
Комплименты клиентам. Мы делаем небольшие подарки, пока люди ожидают основной букет. Кто-нибудь из флористов собирает второй маленький букетик и дарит девушке. Это, разумеется, дарит неподдельные живые эмоции. Это тоже своего рода маркетинг.
Дайте совет, как совмещать личную жизнь и ведение бизнеса?
Сложно, особенно если ты мама троих детей. Нужно уметьделегировать. У меня была проблема в том, что я профессионал своего дела, который не признается в этом себе. Я была не готова отдавать кому-то работу, как и вкладываться в команду. Они мало что могли без меня. Отсюда постоянные вопросы и звонки. Мы с мужем всё делали за людей и очень уставали, это было совершенно неправильно. Сейчас, как бы ни хотелось мне самой подойти и поправить букет, я стараюсь объяснить словами, но не забирать и не делать за флориста его работу.
Поэтому нужно перестроиться на то, чтобы обучить персонал, давать им возможность учиться на своих ошибках, или сразу брать профессионалов на работу. Устраивайте обучение для новых сотрудников и максимально пытайтесь отстраняться. Наберитесь терпения и не требуйте от людей сразу много, несмотря на свой опыт. Чем терпеливее вы станете, научитесь объяснять, контролировать свои эмоции, тем будет лучше для вас!
Какими мерами поддержки вы воспользовались в период пандемии?
Мы воспользоваться всем, чем возможно — компенсацией на ЖКХ, субсидией на дезинфецирующие средства, льготными кредитами, сохраняя численность сотрудников.
Если говорить о ЖКХ, это, конечно, здорово. Это некий бонус, мы заплатили деньги, нам их сейчас вернули. Так как часть ЖКХ не сопряжены с оборотами компании, они могут быть минимальны, а расходник по ним все равно есть. Про кредиты не могу сказать того же. Нужно быть очень устойчивым бизнесом для того, чтобы воспользоватьсяльготным кредитованием. На текущий момент в Томске очень много бизнесов, которыемолодые как концепция и с точки зрения управления. Допустим, они сейчас наберут кредитов, а через полгода им кредит нужно будет возвращать, а проект может быть уже неактуален. Если вы хотите взять кредит, вы должны быть уверены в том, что на этот бизнес будет спрос через полгода,а то и год-два. По поводу дезсредств, на мой взгляд, было бы эффективнее, если выплаты были соразмерно количеству точек, а не на одного предпринимателя (одна выплата). К примеру, на одном из ИП у нас много торговых точек.
Почему перечисленные меры понадобились?
Мы воспользовались поддержкой, так как это нестандартная ситуация — запрещено работать, но расходы все равно есть. Если у вас помещение в собственности, то действительно, вы закрываете кафе, распускаете персонал, перекрываете воду и просто ничего не делаете. Это вариант, но стоит понимать, что закрываясь, невозможно оценивать текущую обстановку, запрос гостя, и открытие после будет нести достаточно большой денежный взнос. Зачастую все предприятия общественного питания на съемных площадях. Соответственно, аренду никто не отменял, для человека, который сдает помещение, это тоже бизнес. Поэтому практически все предприятия остались работать для того, чтобы в дальнейшем просто открыться.
У нас не было четкой системы, когда мы откроемся. Мы закрылись 28 марта на “две недельки”, но прошло четыре, шесть и каждый раз мы ждали открытия. Поэтому мы не распускали команду, параллельно перестраивались на доставку.
Коммунальные платежи всё равно остались, потребление света осталось примерно тем же. На одной печи можно готовить 10 литров супа, а можно один литр. Количество электроэнергии то же самое. Мы не знали, какое количество заказов у нас будет, поэтому поваров мы задействовали в полной мере.
О выручке. В первый месяц мы упали на 80%, ушли в минус. Мы, как и многие предприятия общественного питания в Томской области, не имеем финансовой подушки.
Аренда. Нам, конечно, пошли на уступки, 4 месяца платили по сокращённой ставке. Как только открылись летники, мы перешли сначала на 75%, затем на стопроцентную оплату.
В полной мере предприятие до сих пор не работает.Перед открытием 35% столов мы убрали по регламенту. Тем не менее обслуживать помещение в 480 квадратов нужно.
По-моему, поддержка бизнеса это нормально. При государстве должны существовать институты, которые будут помогать бизнесу расти.
Какую компенсацию вы получили?
В этой системе всё прозрачно. На четыре месяца выделено 450 000 рублей. Для получения поддержки нужно просто предоставить документы на возмещение коммунальных платежей. На данный момент мы получили порядка 200 000 и подали еще на два месяца.
Какие еще меры поддержки, по-вашему, нужны?
Компенсация расходов на доставку. Очень многие ушли в агрегаторы: Delivery, Яндекс.еда и другие. Их комиссия составляет 35%, соответственно, на нашу прибыль остается 5-7% процентов с учетом себестоимости сырья, упаковки и прочего. Для себя мы решили, что это будет нашей рекламной кампанией. Поэтому, если бы компенсировали расходы на доставку за эти четыре месяца, то было бы круто.
Почему экскурсии — это не про бизнес?
Есть формальное понимание бизнеса, как какой-то организованной, серьезной деятельности, которая может работать автономно. С большим количеством вовлеченных людей, обязательств. Это более масштабное мероприятие, чем вся деятельность, которого завязана только на одном человеке. К примеру, туристическое бюро.
Мой формат — самозанятость, когда ты сам проводишь,организуешь и делаешь. Если я пытаюсь отстраниться, моя деятельность полностью останавливается. Поэтому я не считаю себя бизнесом, скорее «скромным предпринимателем».
С 1 июля я оформила самозанятость, где все элементарно и просто. Скачиваешь и регистрируешься в приложении, вносишь свои данные. Каждый факт покупки фиксируешь — вносишь данные о заказчике, сумму, после чего автоматически формируется чек. Его нужно отправить на почту заказчику. До 25 числа каждого месяца нужно оплатить налог в размере 4 или 6%. Никакой головной боли, никуда не надо ходить и держать руку на пульсе, думать, что же ты сделал не так. Это очень удобно!
Что изменилось за период пандемии?
Всё! Хронология предельно проста. В середине марта я провожу свою последнюю экскурсию оффлайн. После этого всё, никаких экскурсий, всё закрыто.
Пыталась активничать в соцсетях,работать с аудиторией, которая уже есть. По экскурсионному рынку Томска у меня самая большая аудитория в соцсетях, и это мне, конечно, многое дает. Поучаствовала в двух проектах — карантин travel, формат онлайн-экскурсий, и сама инициировала “В эфире города Сибири”, эстафета экскурсий с прицелом на то, чтобы путешествовать в своём регионе и знакомиться с потенциальными экскурсантами, которые приедут. В этот период вся моя активность была направлена на бесплатную популяризацию Томска через соцсети. Бесплатные мероприятия были нужны, чтобы чем-то быть занятым, не терять контакты с людьми, а также это сработало на прирост аудитории. За карантин в моем профиле прибавилось около тясячи человек.
В апреле произошел какой-то необыкновенный всплеск спецпредложений в мой адрес. Появились возможности, о которых я даже не подозревала. Все самые интересные форматы работы я опробовала в этот период.
Нужно было поприветствовать участников на студенческой конференции Политехнического Университета, подготовить и записать онлайн-презентацию о Томске в Zoom на 20 минут. Родилась креативная идея — 7 историй научного поиска через семь любопытных фактов/советов. Получилось свежо и интересно! Это было первое оплачивоемое выступление.
Выступила с лекцией для Москвы в проекте экскурсионных прогулок “Москва, которой нет”.Я придумала тему лекции “Что связывает Москву и Томск?”,о местах, которые говорят о Москве в Томске и о Томске в Москве. Я всегда мечтала провести эту экскурсию, но это сделать проще в лекционном формате, когда расстояния стираются.
Для Томского университета систем управления и радиоэлектроники мы готовили запись экскурсии по местам боевой студенческой славы. Мне нужно было делать подводки и заключения к роликам. Это тоже были оплачиваемые мероприятия.
Образовательная деятельность не прекращалась. Курсы экскурсоводов продолжали свою деятельность в дистанционном формате, и тоже меня приглашали читать онлайн-лекции.
Я перевела собственный продукт в цифровой формат. Это краеведческий интенсив, лекционный формат с красочно оформленным конспектом.Его задача — объяснить, как развивалась территория города. Получилось любопытно, и на это был большой спрос. Люди также покупали запись этого интенсива.
Получается, всё это времяя работала дистанционно, и не прекратила деятельность. Несмотря на то, что экскурсий не было, доход был. В финансовом плане прожиточный минимум я точно каждый месяц зарабатывала. Но и мои потребности тоже очень сильно упали. Лето мы проводили на даче, где кушаешь всё с грядок, не тратишь деньги на одежду, дети дома, нет никаких кружков.
В чем особенность онлайн-формата экскурсий?
Онлайн — это разогрев аудитории, с одной стороны. Возможность посмотреть город в режиме реального времени всем, кто вообще не доедет сюда. Конечно, это более слабый формат по сравнению с реальной экскурсией, но он тоже хорошо себя зарекомендовал в апреле-начале мая. При этом вылезли технические моменты, про которые ты даже не думал — камера трясется, шнур от микрофона мешает стабилизатору и так далее. Поэтому у меня была помощница, которая помогала мне снимать прямые эфиры. Потом люди очень устали от этого, и я прекратила этим заниматься.
1 мая 2019 года мы с друзьями открыли барбершоп как некое пространство, в котором в первую очередь комфортно работать нам самим. Основная идея барбершопа — привить стиль мужчинам, дать понимание того, что ухаживать за собой в современном мире — это правильно. Мы привыкли смотреть на красивых, ухоженных женщин, но при этом сами зачастую выглядим не всегда под стать. Наша задача — создать стиль на головах и приучить мужчин к культуре ухода за собой.
Что изменилось за время пандемии?Нам пришлось закрыться 1 апреля, когда вышло распоряжение. Конечно, все расстроились, потому что наша сфера деятельности зависит от ежедневной выручки.
В то же время нам повезло, потому что мы не работали всего две недели в отличие от общепита и других заведений. За это время “накопилось” много нестриженных ребят, поэтому когда нас открыли, был пик — в первые дни мы подстригли столько людей, сколько обычно за две трети месяца. В это время мы немного увеличили часы работы. Если надо было, то выходили чуть раньше и заканчивали работать чуть позже. Когда ажиотаж спал, мы вернулись к прежнему режиму работы.
По сей день мы очень строго соблюдаем все требования: маски, перчатки, антисептики, обработка инструментов, обработка каждого кресла после клиентов, проветривание. Конечно, любые изменения достаточно тяжело воспринимаются. Но требования есть требования. Лучше мы будем соблюдать и работать, чем не соблюдать и не работать. Мы уже привыкли работать в масках и перчатках.
Более того, мы хотим носить маски на постоянной основе для того, чтобы просто оберегать себя. Воздух, который мы (парикмахеры) вдыхаем, постоянно содержит маленькие волоски, это всё оседает в лёгких. В перспективе хотим модернизировать медицинские маски и купить стильные и функциональные.
В период пандемии мы постоянно поддерживали соцсети для того, чтобы напоминать о себе, о том, что вы можете прийти к нам, как только мы откроемся. Делали развлекательный контент: подстригали петрушку, показывали, как мы развлекаемся дома, старались поддерживать интерес.
По загрузке, конечно, хотелось бы сказать, что у нас всегда всё забито. По правде есть пиковые моменты, как и у любого другого бизнеса: 1 сентября, перед Новым годом, выпускные. На данный момент имеем 70-75% записей на протяжении каждого месяца. Это достаточно неплохие цифры.
Пользовались ли вы какими-либо мерами поддержки со стороны государства?Да. Получили поддержку от государства на каждого сотрудника по МРОТу, пользовались рекламой на радио. Сильно мы не рассчитывали на эти меры, просто старались своими силами выбраться. Но когда получили, это стало хорошей поддержкой для того, чтобы где-то погасить аренду, где-то персонал рассчитать, вложить в развитие. Заработная плата — одна из основных статей расходов, поэтому мы потратили эти деньги на наш персонал и на аренду, чтобы сохранить место и команду.
Хорошо, что такие меры присутствуют, что они есть, что это не просто слова. Мы получаем реальные деньги, которые можно потратить на бизнес.
Чем занимается твоё агентство?
Мы занимаемся свадьбами (95%), также готовим юбилеи, новогодние корпоративы, гендер пати. Если раньше на первой встрече мне приходилось доказывать, зачем вообще нужен организатор/координатор свадьбы. Сейчас люди приходят к нам за конкретными услугами, понимая, чем мы занимаемся.
У нас есть три направления. Первое — организация свадьбы под ключ. Человек ведет свадьбу от и до, придумывает концепцию, формирует команду, составляет смету, то есть занимается всей подготовкой и координацией. Жених и невеста в этот момент, не то чтобы отдыхают, а занимаются выбором цветов, дегустацией тортиков. Второе — координация свадьбы как отдельная услуга. Вы готовитесь самостоятельно, выбираете площадку, команду, а в свадебный день работает наша команда координаторов — встречает гостей, взаимодействует с подрядчиками, решает текущие вопросы, возит съемочную группу. Третье направление — выездные церемонии. У нас есть команда ведущих свадебных церемоний. Некоторые молодожены заказывают именно эту услугу.
C чего всё началось?
Это интересный путь. Я юрист по образованию и уже должна была быть следователем. Так получилось, что с 10 класса я работала в праздниках, была активисткой, работала детским аниматором, танцевальной анимацией.Праздники всегдабыли в моей жизни. Я думала, что вот-вот сейчас наиграюсь и всё, но нет. Закончила юрфак, посмотрела на внутреннюю сторону юриспруденции, поняла, что это категорически не моя история.
Я начинала в агентстве @marinamendelson, за что благодарна ей, несмотря на то, что сейчас мы прямые конкуренты.Туда меня пригласила одна из создателей. Я окунулась в свадебную атмосферу и мне это безумно понравилась.
Всё началось постепенно. Организовать свадьбу подружке, потом друзьям, которые были на этой свадьбе, и так далее. Сработал сарафан. Было сложно сознаться себе, что я — свадебный организатор. Это новая профессия, моя бабушка до сих пор не понимает, чем я занимаюсь. Через какое-то время я поняла, что одна не справляюсь, нужна команда. В итоге это всё вылилось в «Dreams».
Как пандемия повлияла на свабедную индустрию?
Что касается нашего агентства, то апрельские и майские свадьбы мы безвозвратно потеряли. Некоторые свадьбы перенеслись на осень. Буду честна, у нас в принципе немного заказов весной, в основном мы занимаемся подготовкой к летнему сезону. Этот летний сезон был под вопросом. В октябре мы планировали проект в Грузии, была проведена огромная работа, собрана классная команда. Но его пришлось закрыть. Поэтому весной мы не работали, месяц даже не приходили в офис.
Мы ушли в онлайн-встречи с молодоженами, с ведущими, декораторами. Это полезный навык, который мне хочется сохранить и пронести в дальнейшие подготовки, потому что это очень удобно. Все сидят по своим домам, мы созвонились, какие-то вопросы решили.
Изменения коснулись всех. Молодоженам пришлось менять дату, площадку, количество гостей, концепцию и так далее. У некоторых пар родители живут в Казахстане, и в связи с закрытием границ, им пришлось переносить даты. В апреле мы поставили на паузу практически все подготовки, потому что люди не понимали, что будет дальше. Период был стрессовый. До июня мы чего-то ждали, следили за новостями, продлевается ли карантин или нет. И каждый раз он продлевался. Потом просто отпустили ситуацию.
Во время затишья мы, как и все, ударились в прямые эфиры, подтягивали разных специалистов. Было прикольно, получили много положительных отзывов. Мне кажется, провели эту самоизоляцию достаточно продуктивно — мы перевели часть подготовки в онлайн (думая, что в июне все образуется) и начали заниматься социальными сетями.
Считаю, что наша индустрия пострадала больше всех, потому что это оффлайн. Ведущие пытались перейти в онлайн, проводили мероприятия в Zoom. Но как вести свадьбу онлайн? Если основная тенденция — это свадьба на открытом воздухе в кругу близких и родных. У нас есть переносы мероприятий на осень и наследующий год. Пока я не знаю, какие перенесённые свадьбы случатся, да и в каком формате. Прекрасно понимаю, что ближайшие полгода нам не ждать официальных массовых мероприятий.
Если посмотреть с позитивной стороны, то молодожены-2021 уже активно готовятся! Мы сейчас обрабатываем запросы, встречаемся с парами, планируем свадьбы на следующий год. На следующий год я ставлю себе основную цель — увеличить количество свадебных проектов в полтора раза. Мы надеемся на «забористый» 21-й год несмотря ни на что!
— Мысль открыть большой спорткомплекс именно в таком формате возникла у меня в декабре 2014 года, — рассказывает Александр Цин-дэ-Шань. — В июне на базе ночного клуба мы начали стройку. Состояние помещения оставляло желать лучшего. Системы вентилирования, отопления, электропроводка, гидро- и звукоизоляция — все пришлось делать по-новому и на совесть.
Помещение разделено на сектора: тренажерный зал, фитнес, кроссфит, в клетке — единоборства. В каждом секторе два дежурных тренера — парень и девушка, они всегда готовы подсказать и внести важные корректировки в процесс выполнения упражнений.
Уникальным Power club ARENA делает система оплаты. Гость покупает клубную карту и может пользоваться всеми услугами спортивного зала в любое удобное для себя время.
— Хоть живите здесь, — улыбается Александр. — All inclusive, как в отеле. Залы, тренеры, сауна и детская комната — все привилегии. Это уникальный формат для нашего города.
Первый спортивный клуб Александр открыл в 21 год. Полуподвальное складское помещение, меньше ста квадратных метров, ремонт своими силами, сделанные друзьями тренажеры…
Основатель сети Power club — мастер спорта по русскому жиму. Поэтому и подход к развитию сети у Александра спортивно-деловой. Через два года он открыл еще один клуб побольше, потом еще один — словно раз за разом брал новый вес. Только что открывшаяся ARENA стала очередным достижением.
— Не могу сказать, что это было моей мечтой. Я решил создать такой клуб, и я его создал. Следующая цель — не менее 60 филиалов по всей стране, и я это сделаю, — с уверенностью в голосе говорит Александр.
Пока мы беседуем, мимо проходят все новые и новые посетители. Если посмотреть в зал сверху, появится впечатление, что все друг другу не чужие люди. Общаются на беговых дорожках, страхуют на тренажерах — сообщество томских сторонников здорового образа жизни растет и крепнет с каждым днем. Девиз спортивной сети Power club «Время быть сильным». И появление на месте злачного ночного клуба спорткомплекса нового формата говорит, что это время пришло.
Источник: http://tomsk-novosti.ru/master-spor...rtkompleks-na-meste-nochnogo-kluba/
Первый продукт, который мы официально начали производить - это были подушечки с пленкой из кедрового ореха, а потом мы перешли в продукты. Идея для бизнеса может быть очень простой, особенно, когда идеи для бизнеса буквально лежат под ногами.
В каких направлениях вы работаете?
В основном занимаемся дизайном интерьера, активно развиваем направление архитектурного проектирования, ландшафтного дизайна. Работаем под ключ: клиент может создать себе и ландшафт, и спроектировать дом и сделать в нём интерьер. Недавно открыли интернет-магазин «Dvahb_decor» в Instagram. Также у нас есть курсы дизайна интерьера, которые мы основали порядка шести лет назад. Это очный трёхмесячный курс, как для начинающих дизайнеров, так и для себя. Сейчас готовим онлайн-формат курса.
Как появилась студия DvaHB?
Я осознанно хотела быть предпринимателем. На шестом курсе архитектурного мы с молодым человеком открыли «ООО», в рамках которого мы с Настей начали совместную работу над проектами. Потом организация перешла мне. Я предложила подруге вместе развиваться в направлении дизайна и предпринимательства. Всё потихоньку началось! Сначала были мелкие проекты, потом крупнее. Необходимость в сотрудниках появилась, когда я была в декрете, и Настя работала практически одна. Позже мы решили, что хотим расширяться. На сегодняшний день вместе с Анастасией Стрелковой мы являемся основателями дизайн-студии «DvaHB», а наша команда состоит из 14 человек.
Как вы продвигаетесь?
Раньше мы в принципе не давали никакой рекламы. У дизайнеров принято развиваться за счет «сарафанного радио». Несмотря на то, что дизайнеров в Томске очень много,спрос на наши услуги был и есть достаточно высокий. Для поддержания бренда используем Instagram @2hbdesign_,так как многоев нашей сфере завязано на визуале. В продвижение вкладываем минимальные вложения,в основном работает «сарафан», также приходят клиенты из Инстаграма.
Расскажите про самый интересный проект в портфолио?
Один из последних проектов — деревянный дом в Тимирязево, который мы до сих пор продолжаем реализовывать. Как говорится, проще было его снести и построить заново, но по определенным причинам заказчики не хотели этого делать.
Второй этаж был построен на первом уже после и «по-быстренькому», были нарушены некоторые технические требования, и требовалась реконструкция фундамента. Было множество нюансов, которые нужно было заложить в проект. Мы начали заниматься более глобальным ремонтом, реконструкцией. Поднимали фундамент, в связи с чем ехали размеры, которые нужно было постоянно контролировать.
Ремонтировали второй этаж и поняли, что проще снести его и построить заново. Так и получилось. В результате появилось чердачное помещение, по сути третий этаж — мансарда. Так как дом поменял свой вид, нам заказали дизайн фасада. Позже — проектирование бани на этом же участке и ландшафтный дизайн. Это к слову о комплексном подходе. Конечно, здесь очень много технических моментов, включая проведение коммуникаций, пожарную безопасность. Но чем сложнее проект, тем интереснее! В то же время когда с заказчиками легко работать — это дополнительный бонус.
Что значит «адекватный» заказчик?
Если человек выбрал специалиста, он так или иначе должен ему доверять.По крайней мере, вести открытый и спокойный диалог. На стройке не бывает всё идеально. Хороший специалист тот, кто готов решать вопросы, а не тот, кто с первого раза всё идеально сделает. Поэтому если построен диалог, то всё решаемо. В ином случае даже легкий проект становится морально тяжелым.
Почему вы решили запустить онлайн-курс?
Очные курсы прекратились на время пандемии. Непонятно, когда ситуация нормализуется, плюс люди начали привыкать к онлайну. В связи с этим мы решили запустить новый формат.
Очный курс был рассчитан на 3 месяца, состоял из теоретической и практической части. Например, после лекции по колористике шла практика с использованием красок. В онлайн-курсе помимо лекций будут интерактивы и домашние задания. На данный момент мы продумали программу, начинаем записывать уроки. Часть курса записываем в офисе, часть в интерьерных салонах города. Все позиции, касаемые ремонта, мы закрываем. Например, в блоке «Сантехника» мы идём в сантехнический салон, где используя выставки ассортимента, мы рассказываем о всех нюансах сантехники и наглядно всё показываем. То же касается и других позиций — настенные/напольные покрытия, стекла/зеркала, свет и другое. Курс будет универсальным, как для начинающих дизайнеров, так и для тех, кто хочет сделать ремонт своими руками.
Что посоветуете начинающим предпринимателям?
Я могу сказать только одно: самое главное — заниматься тем, что нравится, регулярно развиваться и уважать себя как специалиста и личность. Уважать дело, которым ты занимаешься и ценить его, тогда тебя будут уважать и ценить клиенты.